Как можно оформить франчайзинговые отношения? |
В России правовое регулирование отношений франчайзинга осуществляется путем регламентации договора коммерческой концессии в нормах ГК РФ, что существенно сужает регулирование соответствующих предпринимательских отношений. Следует констатировать, что правовое регулирование в России не вполне отражает сущность франчайзинга как способа организации и осуществления предпринимательской деятельности. Серьезным просчетом нашего законодательства стало то, что оно свело отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению - передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Правоотношения в рамках коммерческой концессии утяжеляются такой обязательной формальностью, как государственная регистрация этих договоров и изменений к ним в Роспатенте, отсутствие такой регистрации влечет ничтожность договора и порождает очень серьезные правовые последствия для его сторон. Существенным минусом франчайзинговых отношений по форме коммерческой концессии, которую нам предложил законодатель является потеря времени на регистрацию договора (2 месяца), более того, государственную регистрации подлежат все изменения договора коммерческой концессии и договоры коммерческой субконцессии, не говоря уже о расходах на уплату гос. пошлин за каждый акт гос. регистрации. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении. И именно поэтому, большинство компаний, использующих такую форму ведения бизнеса, как франчайзинг, не называют договоры с партнерами ни коммерческой концессией, ни франчайзингом. В этой связи ряд предпринимателей во избежание формальностей, вызванных заключением договора коммерческой концессии, а также нежеланием правообладателя нести субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (ст. 1034 ГК РФ) заменяют его комплексом договоров. А кто-то использует модель только одного вида договоров либо смешанный договор. Так, при продаже франшизы бизнес-формата в случае отказа от договора коммерческой концессии могут быть заключены следующие договоры: - лицензионный договор; - агентский договор; - договор поставки; - договор совместной деятельности; - договор возмездного оказания услуг; - лизинговый договор; - другие. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 ГК РФ).
Договоры, заключаемые при передаче франшизы от франчайзера к франчайзи
Для регулирования франчайзинговых отношений указанные договоры могут использоваться в различных комбинациях в зависимости от того, какие права и обязанности берут на себя субъекты франчайзинговой системы, но как правило, при передаче франшизы одновременно заключается комплекс договоров между субъектами франчайзинговой системы, что обусловлено тем, что в процессе сотрудничества франчайзер выступает одновременно в нескольких ролях для пользователя франшизы - лицензиар, поставщик товара, лизингодатель, консультант и т.п. Распространена также форма дистрибьюторского договора, который по своему содержанию значительно уже понятия франчайзинга, т.к. в рамках такого договора дистрибьютор (франчайзи) "продвигает" и сбывает товар на оговоренной территории, но при этом не выступает от имени производителя, не подотчетен ему и строит свои отношения с потребителями на основе договора купли-продажи, заключая его от своего имени и за свой счет. При этом нужно отметить, что официального толкования термина "дистрибьюторский договор", так же как термина "франчайзинговый договор", в России не существует. По дистрибьютоскому соглашению производитель оказывает содействие в "продвижении" товаров, рекламе и обучении дистрибьюторов, хотя это и не является необходимым условием договора. И коль скоро речь идет о реализации товаров "под маркой" изготовителя, складывается ощущение, будто мы имеем дело с франчайзингом. Тем не менее это не так. Дистрибьютор по эксклюзивному договору не производит соответствующие товары, а лишь перепродает их, в то время как пользователь в отношениях франчайзинга фактически становится на место производителя, и потому применительно к договору франшизы можно говорить о продаже готового бизнеса, точнее сказать, о передаче технологии его ведения, осуществлении деловых операций по определенным правилам По нашему мнению, одним из основных отличий договора франчайзинга от дистрибьюторского договора является то, что для франчайзера и франчайзи свойственна высокая степень интеграции, потребители не видят разницы между собственно предприятиями франчайзера и предприятиями франчайзи, так как они имеют идентичное (схожее) внешнее и внутреннее оформление торговых помещений, работают по единым стандартам, франчайзер проводит обучение персонала франчайзи и контролирует качество производимых франчайзи товаров и оказываемых им услуг. При заключении дистрибьюторского договора степень интеграции между субъектами договора намного ниже. Это обусловлено тем, что основной целью дистрибьютора является только продвижение и продажа товара поставщика на определенной территории, а не исключительные права, которые ставятся "во главу угла" при заключении договора франчайзинга. Понятие франшизы бизнес-формата намного обширнее тех моделей договора, которые были названы, поскольку в ее рамках франчайзер предоставляет франчайзи в пользование весь комплекс исключительных прав, то есть передает информацию о методах и способах организации коммерческой деятельности, а также осуществляет всестороннюю поддержку деятельности франчайзи, включающую образовательные и консультационные услуги (стратегическое и текущее планирование деятельности, логистические, маркетинговые, юридические, финансовые услуги). При продаже франшизы бизнес-формата достигается наивысшая степень интеграции франчайзера и франчайзи - субъекты франчайзинговой системы воспринимаются потребителем как единое целое. Среди проблем, возникающих во франчайзинге отметим наиболее часто встречающуюся – это невыплата со стороны франчайзи роялти – зачастую именно эта проблема и приводит стороны в суд. В этой связи слабым моментом оформления франшизы тем набором договорных моделей, которые были названы, является возможность переквалификации судом договорных отношений между франчайзером и франчайзи в договор коммерческой концессии. Разумеется, при отсутствии гос. регистрации есть большие риски того, что переквалифицированный договор может быть признан судом ничтожным. Последствием этого является двусторонняя реституция – возврат всего полученного обеими сторонами договора. Алёна Агаркова, |